РБК
Совместный проект
Гаджеты

Гибкие дисплеи: когда мы сможем скручивать смартфоны

Как изобрели гибкие экраны и когда мы сможем свернуть свой планшет в трубочку. Что мешает технологии гибких экранов выйти на массовый рынок.
Представьте, что ваш планшет можно было бы просто скатать в трубочку и убрать в карман. Или сворачивать и разворачивать огромный телевизор, когда вам этого захочется. Это же очень удобно! Или смартфон: сложил его пополам и убрал (или можно носить в качестве браслета). Такие возможности дают гибкие дисплеи. Они легкие, их практически невозможно разбить. Правда, они всё никак не проникнут в нашу жизнь. Хотя сделали бы ее только удобнее.

Ненужное изобретение

Считается, что концепт первого гибкого дисплея в 1974 году придумал Николас Шеридон. Это был экран на основе электронных чернил. Шеридон тогда работал в компании Xerox PARC, в недрах которой развивалось много инновационных вещей вроде компьютерной мыши, лазерного принтера, и даже один из создателей интернета успел там поработать. Но была проблема: инновационные разработки, не связанные с бизнесом Xerox, в большинстве случаев никак не использовались. Бум гибких дисплеев случился в начале 2010-х. Экраны стали уже не монохромными, а полноценными цветными: их начали производить не только с использованием технологии электронных чернил, но и с применением органических светодиодов (OLED). За счет чего достигается гибкость? В частности за счет того, что в экранах используется не стекло, а полимерные листы.

Эксперименты с гибкими дисплеями начали почти все крупнейшие производители мобильных устройств, при этом новизна технологии открыла выход на рынок даже стартапам. Например, основанный в 2012 году китайский Royole Corporation создал один из самых тонких гибких экранов — всего 0,01 мм толщиной. В 2017 году стартап был оценен более чем в $ 3 млрд. Это сделало компанию одним из самых быстрорастущих «единорогов». При этом производственная линия у Royole Corporation на тот момент еще не была открыта. За счет чего достигается гибкость? В частности за счет того, что в экранах используется не стекло, а полимерные листы. Эксперименты с гибкими дисплеями начали почти все крупнейшие производители мобильных устройств, при этом новизна технологии открыла выход на рынок даже стартапам.

Основанный в 2012 году китайский Royole Corporation создал один из самых тонких гибких экранов — всего 0,01 мм толщиной. В 2017 году стартап был оценен более чем в $ 3 млрд.

Примерка технологии

Самым популярным концептом устройства с гибким экраном является смартфон-браслет. Его можно выпрямить, чтобы работать как с обычным смартфоном, а потом просто сжать вокруг руки. Подобных проектов было несколько. Один из них даже появился на Kickstarter, но довольно быстро был заморожен самой краудфандинговой площадкой. Причины на странице проекта не называются. Концепты пока остаются лишь концептами, для массового рынка такие устройства слишком дороги. Правда, гибкие экраны всё же нашли применение, например в изогнутых телевизорах или смартфонах со скругленными краями. Но это лишь малая часть того, какими могли бы быть устройства с новой технологией.

Почему мы еще не пользуемся гибкими дисплеями? Причин несколько. Первая — цена. Вторая — гибкие устройства подразумевают и новую механику взаимодействия с контентом. Например, читая книгу на таком планшете, переворачивать страницы можно было бы, слегка сгибая экран. Или увеличивать размер карты, выгибая экран на себя, а уменьшать — от себя. Недостаточно придумать смартфон-браслет, нужно придумать и то, как пользователь будет взаимодействовать с устройством. Это как с сенсорными экранами: Стив Джобс придумал не просто новый смартфон, но и целую экосистему приложений. Третья причина — несовершенство электроники. Гибким должен быть не только экран, но и другие комплектующие, например аккумуляторы. Такие, правда, уже тоже есть. Компания Panasonic продемонстрировала их в январе 2017 года. Но опять есть проблема: был показан прототип, причем довольно дорогой. До массового внедрения должно пройти еще несколько лет.

В предвкушении революции

Эксперименты с гибкими экранами идут постоянно. В 2014 году физики из Кембриджского центра изучения графена представили гибкий дисплей, сделанный на графеновой подложке. Такой дисплей, с одной стороны, гибкий и легкий, а с другой — прочный. Экран, правда, был монохромным, но эти же физики получили грант на создание цветного гибкого экрана на подложке из графена. Пока эта разработка не получила выхода на массовый рынок, но потенциал у нее очень большой. Или еще одна инновация: в феврале 2018 года сотрудники Высшей школы инженеров Токийского университета презентовали не просто гибкий дисплей, а тянущийся. Такой дисплей можно наклеить на руку пациента, как обычный пластырь, и выводить на него, например, информацию о пульсе или кардиограмму. Да, дисплей пока отображает лишь один цвет, но это уже шаг вперед.

Так когда же гибкие дисплеи войдут в нашу жизнь? Аналитики из Knowledge Sourcing Intelligence оценили рынок гибких дисплеев в 2017 году в $ 2,9 млрд. Это не очень много. Для сравнения: рынок обычных дисплеев размером до 9 дюймов в 2017 году составил $ 61,5 млрд. По оценке Knowledge Sourcing Intelligence, рынок гибких дисплеев будет расти в среднем на 32% и к 2022 году превысит $ 11 млрд. Прогноз достаточно консервативный. Есть и те, кто прогнозирует рост до $ 36 млрд к 2022 году. Правда, чем свежее прогноз, тем он более осторожен в перспективах роста. Новые технологии никогда не проникают на массовый рынок быстро. Первый смартфон с сенсорным дисплеем (Sharp PMC-1) был представлен в 1998 году, но настоящий бум таких устройств начался лишь после 2007 года, когда появился iPhone. Мало придумать технологию, должен появиться тот, кто сделает на ее основе революционный продукт, который захотят копировать все.

Тестируем новую технологию